Частная домашняя личная персональная страничка Отар-Мухтарова Махмуда Мухтаровича. Кликни и попадешь на главную страницу.
Тут место для рекламы от "Яндекса"
О морозах, наступивших на Москву в середине января 2006 года, в последнее время не писал только ленивый. Повсеместно опубликованные материалы полны негатива и беспомощности, уныния и тоски. Встречаются слова недоумения по поводу "зажравшихся москвичей", которые никак не справятся с нормальными для этих мест морозами. Но попадаются и по-настоящему позитивные, добрые заметки, авторы которых радуются настоящей зиме, улыбаются добрым хрустящим морозам и удивляются жалобному нытью отдельных авторов, издающих стоны и сопли в связи непростой метеорологической обстановкой, сложившейся в эти дни в центральном регионе России. Предлагаемая вашему вниманию статья была впервые опубликована в Живом журнале и воспроизводится здесь после незначительной редакторской правки.
 
Автор: Махмуд Отар-Мухтаров
Будни среднего москвича
Я двумя руками приветствую тех, кто видит радость в морозах, кто не унывает, энергично поддерживает боевой дух. Поверьте, мне нравится позиция этих людей. Что может быть лучше, чем в тридцатиградусный мороз сидеть в своем загородном доме у печки, подбрасывать дрова и читать своего любимого писателя Лукьяненко! А когда надоест читать - схватить лыжи и пробежаться на них по опушке леса, которую еще не достала своими противогололедными реагентами длинная рука московского правительства. Ну а потом вернуться домой, принять теплую ванну с мылом и накачаться чаем с малиной. Эх, красота! Однако будни среднего москвича не столь радужны и пестры. Об этом я и хочу с вами побеседовать.
Утром я встаю в шесть часов, за окном темно, на градуснике минус тридцать два. В квартире тепло, настроение прекрасное. Завтракаю, умываюсь, одеваюсь и весело выбегаю на улицу.
На автобусной остановке - очередь. Многие читатели уже знают, что в московском транспорте ввели турникеты, и теперь пассажиры по одному заходят в переднюю дверь, определенным образом вставляют талончик в щель устройства, после чего проходят, вручную проворачивая турникет. Надо сказать, что с наступлением холодов очередь на автобус стала раз в пять длиннее, чем обычно. Дело в том, что в это морозное утро половина автобусов не завелась, и интервалы движения возросли. Кроме того, и число пассажиров дополнительно увеличилось минимум вдвое за счет тех, которые в это утро сами "не завелись" и после долгого перерыва (во время которого они подзабыли, как пользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями) решил воспользоваться общественным транспортом.
Подошел автобус, и очередь стала медленно продвигаться. Уже через пару минут стало ясно, что все пассажиры в этот автобус не поместятся. Выяснилось, что сильнее всех, оказывается, замерзли только что подошедшие в конец очереди толстые тети в дорогих шубах, злые оттого, что с утра не смогли завести свои иномарки. Ругая всех на свете (главным образом, водителя, который не открыл остальные двери) и упоминая Лужкова в череде матерных слов, они бросились распихивать очередь, пытаясь первыми проникнуть в автобус. За ними сразу же бросились мужики в теплых кожаных куртках, которые, видимо, также более других замерзли после двухминутного стояния на морозе. Если до этого момента очередь хоть немного двигалась, то теперь движение вовсе замерло. Первая тетя в шубе заткнула проход у турникета и закричала водителю: "Ты, чурка, сколько стоит проезд? Почему пятнадцать? Почему нет сдачи с пятисот? Выучи русский язык, чучмек". Вторая повисла на подножке двери (также перекрыв собой проход) и стала голосить на всю округу: "Полный автобус! Полный автобус! Водитель, закрывай дверь, поехали, уже полчаса стоим!" (тем времнем, автобус был заполнен примерно на треть). Наконец, первая тетка приобрела билет и понравившейся ей стороной стала засовывать его в устройство-валидатор. Попытка вставить билет сопровождалась возгласами, среди которых различались отдельные слова "чурка", "Лужков", "не учи, сама знаю". Надо напомнить читателям, что все это происходило при тридцатиградусном морозе. Дама засовывала билет в перчатках, но на десятом разе сдалась и попробовала это сделать голыми руками. К тому моменту талончик уже смялся в гармошку. Пальцы плохо шевелились, и она уронила билет (который, впрочем, сама же подняла и продолжила свои засовывательные опыты). В конце концов, тетка приобрела другой билет и (о чудо!) случайно вставила его правильно. Турникет провернулся, и она прошла. Вторая же бабка как стояла на нижней подножке, так и продолжала стоять. "Отправляй автобус, твою мать, а то мы все замерзнем", - орала она и не давала упомянутым выше мужикам в кожаных куртках попасть в автобус. Мужики кричали: "Помогите вытащить эту бабу, а то мы замерзнем!" и сами пытались сбросить ее с подножки и даже затолкать под автобус. Я в это время стоял ближе к концу очереди и мысленно был солидарен с мужиками. Кстати, ничего у них так не вышло, дверь закрылась, и полупустой автобус уехал участвовать в аналогичных приключениях на следующей остановке.
Подошел следующий автобус. Ситуация повторилась один-в-один. Разница была лишь в том, что на этот раз кожаные мужики пропихнули расфуфыренную тетю вперед и сами тоже совершили посадку в автобус (а за ними, растолкав очередь, запихнулось еще несколько только что подбежавших к остановке умников). Ну и я продвинулся на несколько пассажиров вперед.
Третий автобус я уже не мог пропустить. Не имел права. Вместе с новой порцией подбежавших мужиков (которые, видимо, из-за мороза в упор не видели очередь) мы выдернули из автобуса сразу трех замотанных в шубы теток, причем я бодро кричал: "Киньте их под автобус!". Мужики, однако, предпочли не тратить на это силы и бросились в дверь. Вместе с ними попал в автобус и я.
Надо сказать, что в этом автобусе народу скопилось много (особенно, после аналогичных спектаклей на двух следующих остановках). Пассажиры стояли плотно, плечом к плечу. В салоне было холодно. Больше других страдали тети в роскошных (судя по толщине - двойных) шубах. Они переминались с ноги на ногу, пританцовывали, слегка приседали, оказывая периодическое давление на рядом стоящих людей. Видимо, у теток сильно замерзли ноги. Пол в салоне был скользким от замерзшей грязи, и на одном из поворотов ноги у притоптывающих тетей поехали. Мы, как могли, расступились (кому охота, чтобы на него повалились две болванки по 80-100 кг!), и тети рухнули на пол.
С веселым настроением мы, наконец, добрались до метро. Здесь нельзя не заметить, что число желающих попасть в подземку также серьезно увеличилось за счет тех, кто с утра не смог завести свою тачку. Огромные очереди стояли как к кассам, так и турникетам. Дополнительную пикантность добавляла объявленная городскими властями экономия электроэнергии, из-за чего была выключена половина освещения и обогрев вестибюля (включая калориферы при входе на станцию). Занятно было смотреть, как в полумраке (почти наощупь) плотной толпой народ спускается в подземный переход по скользким ступеням. Некоторые люди падают, другие, не заметив, спотыкаются об упавших. В вестибюле станции холодно. В таких условиях не каждый способен достать карточку и вставить в турникет. Некоторые просто выпускают ее из рук, и упавший на пол месячный проездной немедленно затаптывается соседними участниками шествия. Экономия электричества дошла до высшей степени удивления: отрицательная температура воздуха наблюдалась не только в вестибюлях, но и вообще на некоторых станциях неглубокого залегания. Не поверите: я своими глазами видел замерзшую лужу на платформе станции "Комсомольская-радиальная", а ведь выход на поверхность с там ох как далеко от платформы!
Люди стали злыми, особенно те, кого обстоятельства заставили попасть в метро после длительного перерыва. Все считают, что они самые умные, что мерзнут больше других, что им все должны! Чтобы попасть в вагон, они отпихивают пожилых людей, занимают сидячие места (если они есть). А потом к сидящим мужикам проползают сорокалетние женщины в толстых шубах и требуют, чтобы им освободили место. Пенсионеры стоят в сторонке и боятся сказать слово.
Знаете, это заразно. С какого-то момента перестаешь возмущаться. Начинаешь орудовать локтями, чтобы раньше других пройти в метро, распихиваешь народ при входе на эскалатор, первым наступаешь на газету, только что оброненную пенсионеркой, занимаешь лучшие места в вагоне и орешь на доброго дедушку, который стал перед тобой, загородив свет и помешав спокойному чтению рассказов любимого писателя Сергея Лукьяненко.
Мне приходилось перемещаться наземным транспортом не только утром и вечером. Несколько раз я ездил на троллейбусе в приемную ФАЖТ. Ситуация та же. Чтобы попасть в троллейбус, мне не раз приходилось помогать вытаскивать из дверей застрявших при входе теток, кричать пассажирам "глаза разуй, а потом вставляй билет, ты что, не видишь, что задом засовываешь" и "затолкайте эту бабу под троллейбус, чтобы больше не закрывала собой проход". Единственное, на кого я не орал, так это на водителей: им тогда действительно приходилось несладко.
 
 
Число пассажиров дополнительно увеличилось минимум вдвое за счет тех, которые в это утро сами не завелись и после долгого перерыва (во время которого они подзабыли, как пользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями) решил воспользоваться общественным транспортом.

Приглашаю в Гостевую книгу всех желающих высказаться более обстоятельно.
   


Место для вашей рекламы

 
Rambler's Top100 Махмуд Отар-Мухтаров - автор электронного журнала Стихи.Ru

Страница оформлена при участии специалистов профессиональной студии любителей-дизайнеров.